Информация о реализуемых адаптивных образовательных программах 
 
АОП Дизайн (по отраслям) 
 
Методические рекомендации
 
 
 
Информация об условиях для инвалидов и лиц с ОВЗ
 
1.      Разработана нормативно-правовая база обеспечения реализации инклюзивного  образования в Калужской области:
- Разработано и утверждено Положение о  базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов на территории Калужской области.
 
- Разработано и утверждено Положение об организации образовательного процесса для обучения  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в БПОО ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»
 
- Разработано и утверждено Положение  о центре методической поддержки системы инклюзивного профессионального образования инвалидов
 
- Внесены изменения в локальные акты БПОО разделов по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
 
- Разработаны и утверждено  Положение о Региональном центре развития движения «Абилимпикс»;
 
- Разработано и утверждено Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме Калужского колледжа сервиса и дизайна
 
- Ежегодно обновляются паспорта доступности учебного корпуса и общежития
 
 
2.      В БПОО создана архитектурная доступность:
      2.1. На территории, прилегающей к зданию:
- Осуществлено устройство  бетонной дорожки в обход учебного корпуса 35 п.м. шириной 1,5 м со напольными тактильными указателями  (плиткой).
 
- Проведен ремонт ступеней входного крыльца со стороны общежития и площадки тамбура, ступени оснащены контрастной маркировкой
 
- Подходы к ступеням оснащены  напольными тактильными указателями  (плиткой)
 
 
      2.2. Входы в здание
- Входная площадка крыльца оформлена  тактильной плиткой
 
- Вход со стороны общежития оборудован стационарным пандусом
 
- Входные двери имеют контрастную маркировку
 
- Наружные лестницы и пандус оборудованы поручнями
 
 
      2.3. Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
- Все коридоры и лестницы учебного корпуса оборудованы поручнями
 
- Расширены дверные проемы
 
- Приобретено автономное подъемное устройство для подъема по лестнице лиц на колясках
 
- Ступени лестничных пролетов  учебного корпуса оформлены контрастной маркировкой
 
 
2.4. Зона целевого назначения здания
- На первом этаже учебного корпуса помещения  общей площадью 114,5  кв.м. переоборудовано в комнату быта и отдыха для  инвалидов и лиц с ОВЗ
 
- В комнате быта и отдыха оборудованы санитарно-гигиенические помещения
 
- Проведен ремонт жилого блока в общежитии, предназначенного для проживания студентов-инвалидов
 
- Приобретены специальные  ортопедические кровати для проживания в комнате быта и отдыха инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
 
 
2.5. Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы)
- Все помещения учебного корпуса обозначены информационными указателями со шрифтом Брайля
 
- Пути движения внутри учебного корпуса и пути эвакуации обозначены информационными указателями со шрифтом Брайля
 
- Коридор первого этажа учебного корпуса, столовая, актовый зал, комната быта и отдыха, два учебных кабинета оснащены информационными табло с «бегущей строкой»
 
- В холле первого этажа учебного корпуса установлена тактильно-звуковая мнемосхема
 
 
3.    В БПОО оборудованы специальные рабочие места для инвалидов и лиц с ОВЗ, приобретено специальное учебное оборудование
       3.1. Для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ  всех нозологий приобретены:
 
- Интерактивные дисплеи (интерактивные поверхности) с ПО (2 шт.)
 
- Инфракрасные интерактивные классы со специализированным ПО для организации образовательного процесса по адаптированным основным общеобразовательным программам (2 шт.)
 
- Инфракрасная интерактивная поверхность со специализированным ПО VERBOTONдля организации учебного процесса 
 
- Документ – камеры (7 шт.)
 
 
         3.2. Для осуществления образовательной деятельности для инвалидов всех нозологий по программам СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий приобретены
 
- Ноутбуки с ПО (3 шт.)
 
- Наушники и микрофоном(гарнитура) (3 шт.)
 
- Электронные учебно-методические комплексы для организации дистанционного обучения (3 шт.)
 
 
           3.3. Для организации образовательного процесса инвалидов с нарушениями слуха приобретены:
 
- FM-передатчики к многоканальной звукоусиливающей системе  (2 шт.)
 
- FM-приёмники к многоканальной звукоусиливающей системе (6 шт.)
 
- Инфракрасный динамик-усилитель
 
- Беспроводная индукционная FM система для организации обр. процесса группы лиц с нарушением слуха 
 
 
          3.4. Для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями зрения приобретены:
 
- Рабочее место для организации образовательного процесса слабовидящих  обучающихся (2шт.)
 
- Рабочее место для работы в электронной библиотеке слабовидящих обучающихся  (2шт.)
 
 
          3.5. Для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретены:
 
- Персональные компьютеры, оснащенные выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой и ножными мышками (4 шт.)
 
- Рабочее место с системой управления устройствами универсального доступа для работы в электронной библиотеке лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (2 шт.)
 
- Рабочее место с системой управления устройствами универсального доступа для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата  (2 шт).
 
- Специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (парта)  (5 шт.)
 
 
4.      Организация образовательного процесса, комплексное сопровождение
 
        4.1. На сайте Колледжа создан специальный раздел, отражающий наличие специальных условий для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
     4.2. Организовано ведение специализированного учета обучающихся инвалидов: оформлены «личные дела», содержащие максимально полную информацию об индивидуальных особенностях и требованиях к созданию специальных условий;
     4.3. Комплексно сопровождается процесс адаптации первокурсников-инвалидов, который  включает:
 
- проведение психологической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей первокурсников-инвалидов
 
- анализ медицинской документации с целью определения необходимого медицинского сопровождения
 
- проведение групповых адаптационных тренингов инклюзивных групп
 
- проведение консультаций по месту предыдущей учебы с целью определения специальных условий получения образования
 
- проведения индивидуальных встреч и бесед  с родителями
 
- проведение заседания Психолого-медико-педагогического консилиума колледжа, на котором утверждаются «индивидуальные перечни специальных условий», обязательные к исполнению всеми  участниками инклюзивного образовательного процесса
 
- разработка и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей психологической программы, в которой указываются виды психологической коррекции и необходимое количество мероприятий (групповых либо индивидуальных).
 
 
         4.4. Образовательный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей каждого студента-инвалида:
 
- обеспечивается охранительный педагогический режим обучения: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, освобождение от отдельных форм внеурочной работы - от уборки школьной территории и помещений, факультативов или продолжительных экскурсий;
 
- используются индивидуализированные специальные приемы и методы обучения: разноуровневые практико-ориентированные задания; выполнение письменных заданий на компьютере со специализированным программным обеспечением; возможность замены письменных работ устными ответами; использование опорных конспектов; учет индивидуального темпа обучения (уменьшение объема практических, самостоятельных контрольных и других заданий); помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организация индивидуальных консультаций в случае длительного отсутствия;
 
 
        4.5.           Индивидуализировано проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации
 
- использование  адаптированных фондов оценочных средств (адаптация критериев оценки)
 
- использование наиболее эффективной индивидуализированной формы текущего контроля  (письменно в тестовой форме, письменно на компьютере, письменно с использованием перфокарт, карточек-заданий, устно, индивидуально после занятий)
 
- предоставление дополнительного времени для подготовки ответа при прохождении текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации
 
- использование необходимых техническими средств при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации.
 
 
        4.6.  Установлен особый порядок освоения  дисциплины «Физическая культура»
 
-  освоение дисциплины «Физическая культура в соответствии с группой здоровья
 
-  освоение обязательного теоретического материала;
 
- возможность написания реферативных работ по разработанной для каждого студента теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического воспитания; 
 
 
         4.7.  Реализуется система корреционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, направленность занятий:
 
- 
развитие высших психичесих функций
 
- 
коррекция и развитие эмоцианально-волевой сферы
 
- 
развитие коммуникативных навыков
 
- 
коррекция поведения 
 
- 
формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей
 
 
       4.8.           Проводится систематическая работа по профессиональному консультированию  инвалидов  - студентов колледжа.
 
       5.   Организационно-методическая работа по развитию системы инклюзивного  профессионального образования в Калужской области:
         5.1. В Колледже создан Центр методической поддержки  системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее – Центр).
         5.2. Центром осуществляет непрерывное взаимодействие с Федеральным методическим центром РУДН по вопросам реализации  инклюзивного профессионального образования инвалидов на территории Калужской области
         5.3. Специалисты Центра проводят консультирование педагогических работников ОО СПО области по вопросам инклюзивного образования
         5.4. В 2018 году методисты Центра  выступили в качестве авторов-составителей «Сборника вопросов и ответов в области деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ в 2018 году» ( отв. ред. Т.Ю. Макарова. – Москва: Изд. «Национальный институт инноваций». – 2018. –  48 с.) 
          5.5. Методисты Центра (совместно с институтом дополнительного образования КГУ им. К.Э.Циолковского) являются авторами-разработчиками программ повышения квалификации для  администрации и педагогов профессиональных образовательных организаций: 
 
 
         5.6.           Проведение семинаров/вебинаров
- Проведен  Региональный методический семинар-совещание для специалистов профессиональных образовательных организаций, отвечающих за инклюзивное профессиональное образование «Актуальные проблемы и перспективы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Калужской области» (27.02.2018)
 
- Методическим центром совместно с Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» проведен семинар-практикум «Организация работы по оснащению профессиональных образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования, в целях обеспечения физической и информационной доступности образовательных организаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов». (20.03.2018 ).
 
- Проведен всероссийский вебинар «Специальные условия профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: на примере Калужской области» Организаторами выступили: Министерство просвещения Российской Федерации, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» (25.09.2018)
 
- Поведен   Региональный методический семинар-совещание «Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: стратегия осознанного выбора» (19.12.2018 г.) 
 
 
           6.       Организация и проведение проведению конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»
- Создан Региональный центр развития движения «Абилимпикс»
 
- Заключено соглашение о взаимодействии с Национальным центром движения «Абилимпикс» (РГСУ)
 
- Проведено обучение волонтёров КГУ, РАНХиГС, ИАТЭ НИЯУ МИФИ для организации  работы на региональном этапе чемпионата «Абилимпикс»
 
- Участие в организации и проведении III, IV, V регионального этапа чемпионата «Абилимпикс» (13 компетенций, 6  соревновательных площадок)
 
- Организация и проведение соревнования на площадке Колледжа по компетенциям «Портной» (5 участников), «Парикмахерское искусство» (5 чловек)
 
- Участие в IV Национальном чемпионате «Абилимпикс» в соревновательной компетенции «Портной».
 
- Участие в V Национальном чемпионате «Абилимпикс» в соревновательных компетенциях «Швея», «Парикмахерское искусство».
 
 
Доступная среда в колледже (Презентация)